МОУ ВМР "СОШ №16 г. Вольска"
город Вольск, Саратовская область

Сообщение 1 классам

Уважаемые родители!

Очень важно вовлечение детей с 1 класса  в учебно-исследовательскую деятельность. Дети по своей природе исследователи, с удивлением и радостью открывающие для себя окружающий мир.   Как стимулировать природную потребность ребёнка в новизне? Как  развить у ребенка способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятия? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной образовательной практики.

Исследование – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследование предполагает наличие основных этапов: 

  • постановка проблемы, выдвижение гипотезы; 
  • изучение теории, посвящённой данной проблеме, истории развития;
  • подбор методик исследования;
  • сбор материала, его анализ и обобщение; 
  • научный комментарий;
  • собственные выводы. 

Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Случается, что исследование, начатое на уроке, требует продолжения во внеурочное время. Особую важность в организации учебно-исследовательской деятельности играет заключительный момент. 

Оперативно собранные материалы обобщаются исследователями и делаются краткие выступления на уроке-конференции. Результаты такой работы учащихся и их учителя выносят на обсуждение в ходе ежегодных городских научно-практических конференциях, неделях науки, ежегодных региональных   конкурсов «Я – исследователь». Лучшие работы учащихся отмечаются дипломами лауреатов и победителей.

Учебно-исследовательская деятельность - чем же привлекательна данная система обучения? Эта деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносят им удовлетворения, а значит, личностно  ориентирована на каждого ребёнка. Особое значение данной деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. 

Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Как из яйца появляется птенец, что такое магнит и как он работает, камедь косточковых деревьев, ее применение…Учебно-исследовательская деятельность  способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость, толерантность и т.д. 

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребёнку, какой бы важной она не казалась нам взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того, чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы сложная, но вполне решаемая педагогическая задача. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, у ребенка не высока. Долго целенаправленно работать в одном направлении ему обычно очень трудно. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Особенно эта работа хорошо прослеживается на уроках окружающего мира и технологии, где темы для исследования предлагаются детям в виде экспресс-исследований. Экспресс-исследования могут быть  и теоретическими и фантастическими, иногда работы, задуманные как теоретические, перерастали  в  эмпирические. Фантастические темы детских исследований обычно ориентированы на разработку несуществующих, фантастических  объектов и явлений – проект сверхскоростного самолета, парк фантастических растений. Эмпирические – темы тесно связанные с практикой. Они предполагают проведение собственных экспериментов и наблюдений. Теоретические темы направлены на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, которые содержатся в различных теоретических источниках. Детям интересно будет, например, собрать в различных справочниках и энциклопедиях информацию об известных ученых, историю музыкальных инструментов и многое другое. Если теоретические исследования лучше даются одарённым детям,  все дети охотно проводят эмпирические исследования, многим интересно фантазировать и изобретать что-то интересное.  Помогая учащемуся выбрать тему, учитель должен стараться сам держаться ближе к той сфере, в которой чувствует себя одаренным. Исследовательская работа делается детьми совместно с педагогом, поэтому тема должна вызывать интерес не только у учеников, но и у руководителя.   Экскурсия – один из видов активизации, исследовательской, поисковой активности школьников. Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, даёт большой материал для наблюдений, анализа и осмысления. 

Поиск неизвестного, новые открытия, возможность поделиться своими находками с одноклассниками и ребятами из других школ – лучшая награда и стимул к дальнейшим исследованиям.